Разделы



Адвокат Навальный намерен посадить руководство "Транснефти"

Обнародованные накануне акционером "Транснефти" Алексеем Навальным факты растрат на сумму 4 миллиардов долларов при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" будут проверены Счетной палатой.

Представитель Счетной палаты не смог подтвердить подлинность опубликованных Навальным документов: "В ближайшее время мы сверим эти бумаги с теми, что имеются в нашем распоряжении". Документы уже запрошены из архива по специальному поручению руководства - оно было дано 16 ноября, сразу после публикации заявлений Навального, отметил представитель Счетной палаты. При этом он уточнил, что эти документы по итогам проверки строительства ВСТО имеют гриф "для служебного пользования".

Cпикер верхней палаты Сергей Миронов заявил сегодня: "если хотя бы малая доля фактов подтвердится - есть органы, которые обязаны будут реагировать: это Следственный комитет и Прокуратура", сообщает радиостанция "Эхо Москвы".

Напомним, что Навальный 16 ноября опубликовал в своем блоге в "Живом журнале" документ под называнием "Материалы, подготовленные ОАО "АК "Транснефть" по запросу Счетной Палаты N ЗИ-11-03-69/11-03" (перепост есть на сайте Forbes).

В документе за подписями высокопоставленных сотрудников "Транснефти" говорится о нарушениях, которые были допущены при строительстве ВСТО. "Каждый раздел подписан несколькими экспертами. Весь доклад утвержден первым вице-президентом "Транснефти", - отмечает Навальный.

В частности, в бумагах говорится, что смета была увеличена из-за ошибок и недостатков проектирования на 1,49 млрд. рублей, а также из-за арифметических ошибок - на 36,7 млн. рублей, а из-за невыполнения обязательств подрядчиками - еще на 2,44 млрд. рублей.

По результатам той проверки эксперты Счетной палаты заключили, что ни одна из генподрядных организаций (ЗАО "Краснодарстройтрансгаз", ООО "Стройсистема", ООО "Системаспецстрой", ООО "Строй Континент", ОАО "Промстрой" и т.д.) на момент заключения контрактов и в период их исполнения не была в состоянии собственными силами, даже с участием субподрядчиков, выполнить работы в полном объеме, с соблюдением всех правил и сроков. В феврале прошлого года ведомство сообщало, что в ходе реализации проекта без проведения конкурсов были заключены 83 договора на общую сумму 78,5 млрд руб.

Навальный подчеркивает, что аудиторы проверяли ВСТО почти год (с февраля 2008 года по январь 2009 года). Сотрудниками "Транснефти" были подготовлены официальные отчеты, в которых содержались "четкие и недвусмысленные выводы" об экономических преступлениях, совершенных неустановленными сотрудниками различных "дочек" "Транснефти" и подрядных организаций, но итоги этой проверки Счетная палата засекретила.

Блоггер комментирует документы: "По сути, все подрядные организации на суперстройке были посредническими прослойками, через которые вынимали деньги". Он отмечает, что стоимость проекта до сих пор неизвестна.

"Оценки даже официальных лиц разнятся. Вот Сечин заявляет о 420 млрд рублей. Потом пересчитывают и говорят про 491 млрд рублей. Потом говорят, что ВСТО надо расширять и это обойдется еще в 170 млрд рублей, - пишет Навальный. - Только на проектно-изыскательских работах украли 10 млрд рублей".

В "Транснефти" говорят, что проверка финансирования строительства ВСТО была инициирована новым руководством "Транснефти". "В целом из-за недобросовестной работы подрядных организаций график строительства был смещен на год. Мы уже выиграли ряд судов с подрядчиками, ряд судебных разбирательств еще продолжается", - пояснил представитель компании Игорь Демин (цитата по РИА Новости).

Правда, он не смог привести суммы, которые удалось отсудить у недобросовестных подрядчиков, сославшись (что странно) на отсутствие статистики. Что касается разоблачений Навального, то их пресс-секретарь "Транснефти" комментировать отказался со словами, что "записи в блогах юридической силы не имеют и комментировать их то же самое, что обсуждать надписи на заборе".

Пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков также отказался от комментариев. "Если эти документы были у Счетной палаты, она бы их обнародовала. Когда вскрываются такие хищения, ведомство обычно выступает с заявлением", - отметил он РБК daily. Представитель Игоря Сечина сказал, что не намерен комментировать "информацию, выложенную в блогах некомпетентными лицами".

Алексей Навальный, в свою очередь, намерен инициировать повторную проверку и уже разослал 10 официальных обращений по этому поводу, в том числе в ДЭБ МВД, ФСБ и Счетную палату, пишут "Ведомости".

Справка

Решение о строительстве ВСТО было принято в 2004 году. Первая очередь проекта (ветка Тайшет - Сковородино) была запущена в конце прошлого года. Стоимость строительства - 420 млрд руб.

Сейчас строится вторая очередь трубопровода. Завершение ВСТО-2 намечено на 2013-2014 годы. Второй этап, который будет стоить 350 млрд руб., предусматривает строительство линейной части трубопровода от г. Сковородино до порта Козьмино.

До осени 2007 года (основной период строительства) "Транснефтью" руководил Семен Вайншток, после чего был назначен первым руководителем вновь созданной Олимпийской Корпорации, ответственной за строительство объектов Олимпиады в Сочи. "Многие очень смеялись в этот день", - отметил в своем блоге Навальный.

Тем временем...

В ответ на компромат адвоката Навального Правительство РФ отблагодарило "Транснефть" за строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Об этом говорится в постановления Кабинета министров, которое подписал Владимир Путин.

Утром 17 ноября акции монополии подорожали на ММВБ более чем на два процента и достигли уровней 2008 года. К 14:20 по московскому времени одна ценная бумага "Транснефти" оценивалась более чем в 40 тысяч рублей.

Таким образом, скандал в связи с публикацией Алексеем Навальным документов, свидетельствующих о возможных "распилах" в "Транснефти", никак не повлиял на настроения инвесторов - они по-прежнему готовы вкладывать средства в ценные бумаги компании.