Разделы



Россия может применить против Грузии свое любимое оружие

Прямое вмешательство России в грузино-осетинский военный конфликт подняло в экспертном сообществе волну дискуссий о возможном введении экономических санкций против Грузии.

В числе способов воздействия, которые могут быть использованы, обсуждается, в частности, излюбленный российский метод - энергетическое давление.

В настоящее время в Грузии действуют четыре крупные трубопроводные системы: нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Супса, а также газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум и так называемый Северо-Южный газопровод. Из них РФ контролирует только Северо-Южный газопровод, по которому российское топливо транспортируется в Армению. Грузия же начиная с этого года потребляет минимальное количество российского газа, предпочитая более дешевое топливо из Азербайджана. По остальным трубам течет топливо из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. И говорить о применении Россией так называемой энергетической дубины в этой ситуации было бы не совсем корректно. Но и уверенности в том, что вентиль не будет перекрыт, тоже пока нет. В "Газпроме" пока не говорят о планах холдинга по транспортировке топлива через территорию Грузии. Подтверждение того, что транзит газа в Армению осуществляется в полном объеме, у представителей "Газпром экспорта" вчера также получено не было.

Эффективность российского эмбарго

Что касается инициатив по введению эмбарго, то мнение экспертного сообщества об эффективности таких мер расходится. По словам заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Михаила Александрова, России следует незамедлительно восстановить действие санкций, которые были отменены в январе прошлого года. Такое мнение не разделяет президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев. "По состоянию на сегодня я не вижу никакой возможности для серьезных экономических санкций. В Грузии просто нет такой экономики, на которую можно было бы воздействовать санкциями", - цитирует слова эксперта агентство Regnum. Аналитики также обращают внимание на неудачный опыт введения Россией экономических санкций против Грузии в 2006 году. Статистические данные свидетельствуют о том, что экономический бойкот со стороны России оказался не таким действенным, как ожидалось. По данным МВФ, российское эмбарго не оказало существенного воздействия на грузинскую экономику. По подсчетам экспертов МВФ, рост ВВП Грузии за 2006 год составил 8%. В 2007 году российские санкции привели к снижению этого показателя до 6--7% и к увеличению дефицита внешнего платежного счета Грузии на $250--300 млн. Однако негативные последствия этих процессов были с лихвой компенсированы иностранной помощью, резюмировали аналитики. Примерно такую же оценку результатам российско-грузинского конфликта дал экс-госминистр Грузии по экономическим реформам Каха Бендукидзе. "Потери Грузии от российского эмбарго всем известны: 1--1,5% ВВП, или $150 млн. Это немного", - сказал он.

Удар по трубопроводам и портам

Однако на этот раз финансовые потери Грузии, судя по всему, будут куда значительнее. Из Тбилиси уже появилась информация о том, что Россия всеми силами стремится вывести из строя энергетические артерии Грузии. Как заявил грузинский премьер-министр Ладо Гургенидзе, 9 августа российская авиация нанесла удар по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) и проходящему параллельно с ним газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзурум - двум основным энергетическим магистралям страны. "Из сброшенных 30 бомб взорвались 28, несколько из них в непосредственной близости от нефтепровода, всего в 5 метрах", - говорится в официальном заявлении грузинского правительства. В сообщении также отмечается: "Это нападение выходит за рамки бомбардировки одного из стратегических объектов Грузии, так как по этому нефтепроводу подается нефть Турции, Европе и Соединенным Штатам, поэтому эти нападения создают угрозу стратегическим интересам этих стран". Отметим, что независимыми источниками эта информация пока не подтверждена.

Помимо трубопроводов авиационные удары наносятся по нефтяным портам Грузии - Поти, Батуми и Кулеви. Из-за боевых действий в этих районах Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) приостановила экспорт нефти и нефтепродуктов, проходящий через эти терминалы, и эвакуировала своих сотрудников. По словам главы ГНКАР Ровнага Абдуллаева, вывоз и ввоз нефти через грузинские порты был остановлен 7 августа, поскольку из-за бомбардировки танкеры не могли зайти в порт. Вчера загрузка танкеров в Кулеви была восстановлена, однако, по словам представителей ГНКАР, окончательное решение о продолжении или приостановке работы компании в регионе будет принято сегодня. "Пока ситуация с отгрузкой танкеров из грузинских портов Поти и Батуми не ясна. Это форс-мажорная ситуация. Рассчитываем, что в понедельник будет более понятная ситуация, и мы определим, какие меры будут приняты для экспорта азербайджанских нефтепродуктов и нефти", - сказали в ГНКАР.

В компании также отмечают: если танкеры по-прежнему не смогут беспрепятственно заходить в порты, холдинг будет вынужден сократить и без того минимальный уровень экспорта. В связи с недавним взрывом на турецком участке нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан ГНКАР приостановила прокачку нефти по этому маршруту и начала заглушку своих нефтяных скважин.

Снижать добычу на блоке каспийских месторождений Азери - Чираг - Гюнешли (АЧГ) компания ВР Azerbaijan, оператор проекта, начала уже вечером 6 августа. На вопрос, до какого именно уровня будет снижена добыча нефти на АЧГ, корреспонденту "Газеты" в пресс-службе ВР Azerbaijan не ответили, ограничившись туманным "до технически необходимого". При этом в BP Azerbaijan заявляют, что компания продолжает свои операции по экспорту нефти в прежнем объеме. "Мы продолжаем операции, как и было запланировано ранее", - сказал представитель BP Azerbaijan. По его словам, из-за сокращения объемов экспорта по БТД компания направила нефть по трубопроводу Баку - Супса и по железной дороге Баку - Батуми. Кроме того, была возобновлена прокачка нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск.

Невосполнимые потери

Экспертное сообщество олимпийского спокойствия, царящего в BP Azerbaijan, не разделяет. Подсчеты показывают, что альтернативные маршруты транспортировки, о которых заявила компания, не смогут даже частично компенсировать неизбежные потери. До взрыва на БТД месторождения Азери - Чираг - Гюнешли производили более 870 тысяч баррелей нефти в сутки. А совокупная мощность обоих нефтепроводов (Баку - Супса и Баку - Новороссийск) составляет всего 160 тысяч баррелей в сутки. Учитывая, что железная дорога до порта Батуми выведена из строя, о чем корреспонденту "Газеты" заявили в Azertrans, транспортирующей нефть с АЧГ, других возможностей для транспортировки нефти у компании не остается. Таким образом, ВР Azerbaijan вынуждена снизить добычу примерно на 700 тысяч баррелей в сутки, то есть заглушить 80% нефтяных скважин АЧГ. Исправить положение дел не смогут и семь нефтехранилищ Сангачальского терминала, в которых, как заявили корреспонденту "Газеты" в ВР Azerbaijan, будут аккумулироваться излишки нефти с месторождений Азери - Чираг - Гюнешли. Эти хранилища способны вместить лишь 3,28 млн баррелей нефти - результат четырех дней добычи на блоке АЧГ. А значит, остановка БТД - это маленький камешек, который повлечет за собой большой нефтяной обвал Азербайджана.