Разделы



Европа открыла парад газовых суверенитетов

Власти Польши могут отстранить "Газпром" от управления его газопроводом. Газете "Коммерсант" стало известно, что Варшава предлагает передать местный участок газопровода Ямал-Европа под контроль государственной Gaz-System.

Таким образом Польша адаптирует свое законодательство к Третьему энергопакету ЕС, направленному на развитие конкуренции на энергетических рынках Евросоюза. Ранее аналогичные процедуры начали Литва и Эстония, вынудив "Газпром" пригрозить Вильнюсу судом.

Фактически Варшава намерена отобрать у "Газпрома" его газопровод Ямал-Европа. При этом поляки ссылаются на Третий энергопакет ЕС. Согласно этому документу, одобренному Еврокомиссией, газопроводы в ЕС, как и прочая подобная инфраструктура, должны управляться независимым органом и быть доступны третьим сторонам.

"Коммерсант" утверждает, что у Польши уже есть план по выведению газопровода из-под контроля "Газпрома". В конце июля государственная Gaz-System передала в польский регулятор Urzad Regulacji Energetyki (URE) свой проект операторского соглашения с Europolgaz. Эта компания владеет 684 километрами газопровода Ямал-Европа (мощностью 33 миллиарда кубометров в год) и пятью компрессорными станциями. "Газпрому" и польской PGNiG принадлежит по 48 процентов Europolgaz. Еще 4 процента контролирует компания Gas-Trading, которая фактически подконтрольна PGNiG.

"Газпром" с собственностью, доставшейся ему с большим трудом, расставаться не желает. Дело в том, что Россия и Польша лишь в апреле 2010 года договорились внести изменения в устав Europolgaz, которые должны закрепить принцип паритетного управления компанией обеими странами. В результате "Газпром" и польский концерн увеличат свои доли в Europolgas до 50 процентов соответственно.

Gaz-System, однако, планирует полностью интегрировать газопровод Ямал-Европа в общую систему газопроводов Польши с возможностью поставок топлива в обратном режиме из Германии. При этом Gaz-System намерена сама заключать договоры с поставщиками газа по газопроводу Ямал-Европа, а также устанавливать транзитную ставку на прокачку газа по территории Польши. Последнее грозит "Газпрому" значительным удорожанием транзита, что естественно, энтузиазма у монополии не вызывает.

В Europolgaz заявили, что готовы предоставить URE свой вариант соглашения. Это произойдет на следующей неделе, после переговоров менеджмента компании с главой "Газпром экспорта" Александром Медведевым. Максимум, на что готов согласиться "Газпром" - это принять услуги Gaz-System лишь в качестве технического оператора трубы.

В случае, если Europolgaz и Gaz-System не удастся договориться, то решением вопроса займется сам польский регулятор. В этом случае управление газопроводом Ямал-Европа может перейти к Gaz-System в течение шести месяцев на условиях, которые установит URE.

Действующее межправительственное соглашение по газу с Польшей, а также российский вариант нового соглашения позволяют сохранить монополию на транзит газа за "Газпромом" и PGNiG до 2045 года. До недавнего времени польская сторона была согласна с этим, но Еврокомиссия вмешалась в переговоры и потребовала переписать документ.

Общая ценность

Ситуация для Польши осложняется тем, что Москва считает газопровод Ямал-Европа стратегическим, увязывая с ним разнообразные соглашения в газовой сфере. Так, Россия согласилась продлить долгосрочный контракт на поставки газа до 2037 года лишь после того, как стороны договорились об увеличении доли "Газпрома" в Europolgaz.

Польше требуется 14 миллиардов кубометров газа ежегодно, две трети этого количества она получает из России. Несмотря на то, что Варшава договорилась с Москвой о поставках 11 миллиардов кубометров газа в год до 2037 года, подписание окончательного соглашения задерживается. Весной представитель Министерства экономики Польши предупредил, что Варшава может остаться без российского газа в октябре, если не подпишет договор в ближайшие месяцы.

Стоит отметить, что правительство Литвы в июле также рассмотрело законопроект о разделении национального газового концерна Lietuvos dujos (на 37 процентов принадлежит "Газпрому") на два предприятия (транспортную и торговую компании) не позднее марта 2012 года. Аналогичное решение в отношении газовой компании Eesti Gaas, на 47 процентов принадлежащей "Газпрому" и "Итере", готовит Эстония.

Цены на газ для бывшей советской Прибалтики являются одними из самых высоких в Европе. К примеру, Литва покупает топливо у "Газпрома" по цене, превышающей 300 долларов, и не имеет альтернативных источников поставки. Поскольку "Газпром" игнорирует просьбы о снижении цены, Вильнюс намерен изменить ситуацию, построив терминал по приему более дешевого сжиженного газа. Начинать этот проект, не получив в собственность газотранспортную систему, Литва не решается.

В ответ на действия Вильнюса "Газпром", единственный поставщик газа в Литву, пригрозил этой стране судом в случае, если власти страны будут без консультаций с концерном реформировать газотранспортную систему.

Страны ЕС сейчас находятся в процессе адаптации Третьего пакета в национальном правовом поле. В силу Третий энергопакет ЕС вступит лишь в марте 2012 года, но каждое государство вправе само выбрать форму либерализации. Так, страны ЕС могут обязать владельца газотранспортной системы продать ее другому оператору (не связанному с бизнесом по добыче и сбыту газа), либо передать ГТС специальному независимому оператору в управление.

Кроме того, как отмечала газета "Время новостей", правительство любой страны ЕС имеет право оставить все как есть, если посчитает, что существующая система обеспечивает достаточную независимость оператора транспортной системы. В этом случае придется пройти дополнительную сертификацию в Брюсселе. Европейцы последнего варианта избегают, предпочитая следовать более простым, но и более жестким способом.

Если потеря контроля над Прибалтикой была бы не критичной для "Газпрома", то утрата газопровода Ямал-Европа сильно ударит по бизнесу концерна, поставив его экспорт в европейские страны в зависимость от решений Gaz-System. Попытка забрать трубу у концерна чревата отказом Москвы подписывать соглашение об увеличении поставок топлива Польше.

Ну, а что такое дефицит газа, Польше объяснять не надо. По действующим контрактам стране не хватает до 3 миллиардов кубометров топлива в год для нормального снабжения потребителей. В январе-феврале 2010 года в Польше уже несколько раз ограничивалось снабжение промышленных потребителей, после чего правительство страны пошло на уступки в переговорах с Россией.