Разделы



"Аэрофлот" переходит на западные самолеты

Символом `Аэрофлота` по-прежнему остаются крылатые серп и молот, но в остальном бывшие коммунистические авиалинии практически избавились от своего советского прошлого.

Хорошее тому подтверждение: к концу года авиакомпания почти полностью перейдет на самолеты, произведенные в США и Западной Европе.

`Аэрофлот` продает все свои самолеты `Туполев`, являющиеся `рабочей лошадкой` гражданских авиалиний по всему бывшему советскому блоку. После того, как эти самолеты будут проданы, лишь шесть из примерно 100 самолетов, принадлежащих `Аэрофлоту`, будут российскими. Эти самолеты модели Ил-96 будут летать по России и по некоторым зарубежным маршрутам, включая рейсы `Москва-Гавана` и `Москва-Ханой`.

Тот факт, что `Аэрофлот` почти полностью перейдет на использование самолетов Boeing и Airbus, является выдающейся переменой для компании, которой в свое время принадлежали почти все гражданские самолеты Советского Союза. Но авиакомпания пытается обновить свои имидж, чтобы стать привлекательной для деловых людей, и ее пассажиры предпочитают западные самолеты.

Хотя эксперты говорят, что российские самолеты хорошо сконструированы, плохое техобслуживание и ремонт испортили их репутацию после развала Советского Союза. Как можно рассказать вам любой пассажир, советские самолеты громче и теснее своих западных аналогов. `Я смотрю на каждый болтик и каждую гайку и думаю, не раскрутились ли они, и мне неспокойно,` - говорит студентка Анастасия Ткачева, летящая в Лондон на `Аэрофлоте` и ожидающая посадки в московском аэропорту `Шереметьево`.

`Летать на Airbus удобнее, - говорит другой пассажир Михаил Котляров, быстро добавляя, слегка сожалея, - но у России не останется своих собственных самолетов.`

Не совсем верно. На самом деле, несмотря на решение `Аэрофлота`, российская авиапромышленность, похоже, возвращается на прежние позиции самым невероятным образом.

Причина, по которой `Аэрофлот` отказался от российских самолетов, лежит в их повышенном уровне потребления топлива. В понедельник деловая газета `Ведомости` опубликовала признание генерального директора авиакомпании Виталия Савельева, который объяснил, что `Аэрофлот` работал в убыток на 40% своих маршрутов, и сказал, что компании придется уволить около 6000 работников в ближайшие два-три года.

Естественно, что за свою историю `Аэрофлот` сталкивался с множеством проблем. Ужасных историй море, хотя статистически полеты `Аэрофлота` были не менее безопасны, чем на Западе, пока в последние годы не произошло несколько авиакатастроф с участием и российских и западных самолетов, вина за которые, в основном, была возложена на пилотов и допущенные ими ошибки.

Г-жа Ткачева вспоминает об одном взлете, когда стюардессы, стратегически расположенные по всему салону и смотревшие в иллюминаторы, периодически докладывали в кабину пилота об образовании льда на крыльях.

Г-жа Ткачева говорит, что ее страх был настолько очевиден, что после взлета стюардесса дала ей конфету, чтобы помочь ей успокоиться.

Представительница `Аэрофлота` Ирина Даненберг говорит, что `Аэрофлот` продает свои самолеты Ту-154, потому что, по сравнению с западными самолетами, они расходуют слишком много топлива, а не потому, что компания испытывает беспокойство по поводу их безопасности. Советское наследие `совершенно не относится к делу` сегодня, говорит, описывая `Аэрофлот`, московский консультант Николай Коварский: `Они очень дружелюбные, очень профессиональные. К обслуживанию невозможно придраться. И они - русские.`

Сегодня `Аэрофлот` использует 26 самолетов Ту-154, которые он собирается продать, одновременно увольняя их обслуживающие экипажи, чтобы уменьшить число работников. Изменения в парке самолетов считаются победой для компании, чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, и которой пришлось побороться за право отказаться от своей роли источника субсидий для российского авиапрома.

Решение `Аэрофлота` демонстрирует тенденцию, общую для российской авиации. Сегодня самолеты Ту-154 и Ту-134 остаются самым расхожим пассажирским самолетом в России, где их число насчитывает около 600. Российские авиакомпании заказали около 100 самолетов новой модели Ту-204 на заводе им. Туполево, но по данным авиационной консалтинговой фирмы Airclaims CIS, количество заказов на самолеты Boeing и Airbus - не меньше.

Аэрокосмическая промышленность является одной из немногих конкурентноспособных отраслей российской экономики. Сегодняшнее отсутствие современных самолетов не является отражением текущего состояния промышленности, но последствием кризиса 90-х, последовавшего за развалом Советского Союза - разработка новых моделей самолетов требует длительного времени. После реструктуризации авиационной промышленности, произошедшей в 2005 году, новые модели российских самолетов ожидаются на рынке в течение следующего десятилетия.

`Аэрофлот` сделал заказ на 30 новых региональных самолетов, которые производятся КБ `Сухой` в партнерстве с Boeing. Самолеты `Сухого` рекламируются на мировом рынке как альтернатива региональным самолетом, производимым канадской компанией Bombardier и бразильским Embraer.

Самолет Ил-96, последняя российская модель в парке `Аэрофлота`, по-прежнему используется в роли президентского самолета, хотя его репутация пострадала в 2005 году, когда Владимир Путин, бывший в то время президентом, был вынужден воспользоваться запасным самолетом, возвращаясь из Финляндии, так как у `Ильюшина` случился отказ тормозной системы. После этого инцидента генеральный директор фирмы `Ильюшин` был уволен.

По всему миру летают лишь 14 самолетов Ил-96, включая модель, сделанную для Кубы, чью кабину можно менять, используя его как для перевозки пассажиров рейсами Cubana de Aviacion, так и для президентских поездок.

Так как на Кубе имеются наземные команды, умеющие обслуживать эту модель самолетов, полеты Ил-96 в Гавану обходятся дешевле, чем полеты этих же самолетов в европейские или американские аэропорты, говорит генеральный директор московского офиса Airclaims Борис Бычков.

Тем временем, по его словам, исчезновение самолетов `Туполев` из авиапарка `Аэрофлота` не должно расцениваться как `удар по имиджу` российских авиапроизводителей: `У нас по-прежнему отличные истребители.`