Разделы



Бюджет-2009 станет антикризисным

Хотя федеральный бюджет еще только готовится ко второму чтению в Госдуме, уже сейчас ясно, что в 2009 году нас ждет увеличение расходов сразу по всем социальным статьям.

Так, на 26% (до 423 млрд. руб.) будет увеличено финансирование образования, на 35% (до 485 млрд. руб.) - финансирование здравоохранения. Прирост ассигнований на пенсионное обеспечение запланирован в объеме 21% (или 2,9 трлн. руб.), в связи с чем удастся довести размер социальных пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера. Кроме того, в бюджете-2009 будут увеличены расходы на национальную оборону и безопасность, на которые будет выделено 2,4 трлн. руб. (рост 27%), при этом расходы на национальную экономику впервые превысят 1 трлн. руб. (на 35%).

Помимо этого, впервые бюджет будет содержать механизмы антикризисного реагирования, необходимость которых продиктована разразившимся мировым финансовым кризисом, больно ударившим, в том числе, и по российскому фондовому рынку. Первоначально планировалось, что в Думу будут внесены дополнительные предложения по корректировке бюджета. Оказалось же, что потребуются кардинальные меры по ликвидации финансовых трудностей, постигших наши банки и фондовые биржи. Как сообщил министр финансов Алексей Кудрин, готовится пакет поправок в бюджет 2008-2009гг. для поддержки финансового рынка, причем меры, касающиеся 2009 года, будут внесены в Госдуму ко второму чтению трехлетнего бюджета.

Но еще до принятия этих поправок государство решило своими средствами поддержать банковскую систему и биржи. Несмотря на всю "нерыночность" такого подхода, он активно сейчас применяется и в Европе, и в цитадели либеральной экономики - Америке, где государство покупает обанкротившиеся банки, скупает "нехорошие" акции. Судя по всему, наше правительство и Минфин не собираются увлекаться раздачей госсредств. И хотя власть оперативно откликнулась на нужды финансистов и выделила огромные суммы на устранение дефицита ликвидности в банковской системе, это не выглядит "раздачей слонов".

Деньги банкам идут на время, под процент. В дальнейшем государство и вовсе устранится от этой процедуры, передав трем крупнейшим банкам с государственным участием полтора триллиона рублей для финансирования более мелких банков. Кроме того, ЦБ предоставит Внешэкономбанку (Банку развития) 50 миллиардов долларов, а тот передаст их российским компаниям для расплаты по внешним долгам.

Как срочная мера была внесена поправка в бюджет текущего, 2008 года - выделено 60 миллиардов рублей в капитал агентства ипотечного жилищного кредитования для рефинансирования ипотечных кредитов коммерческих банков. При этом правительство беспокоилось не столько о судьбе банковской системы, сколько о российской экономике в целом. Ведь отечественные компании, от которых зависит долгосрочное развитие экономики, попали в сложное положение из-за кризиса ликвидности. Получить же деньги в российских банках - трудно, у банков их нет. Получить кредиты за рубежом - трудно вдвойне, если учесть, что и старые долги еще не выплачены. Нехватка денег уже привела к сокращению инвестиций в производство, что грозит замедлением роста ВВП. Коммерческие банки, пытаясь увеличить в условиях нехватки ликвидности приток денег от населения, начали поднимать проценты по депозитам, началась настоящая процентная гонка. И если вкладчику это выгодно, то для заемщика она означает неминуемый рост стоимости кредитов.

А с этим может быть связан очередной виток проблем. Так что государство своими средствами постарается заполнить нишу, образовавшуюся после ухода с нашего рынка иностранных инвестиций и заимствований, а также на своем примере убедить отечественного инвестора вкладываться в российскую экономику. Такой процесс, кстати, происходит в Казахстане, где банковский кризис наступил на год раньше, поскольку казахские банки брали много средств на Западе, а потому и быстрее пострадали от ипотечных неурядиц в США. Что интересно, гасили пожар теми же средствами, что год спустя делает Россия - давали деньги Национального банка и бюджета, вводили ограничения. Успешность этого опыта позволяет делать благоприятный прогноз и для российской экономики.

Сейчас для поддержания финансового рынка президент Дмитрий Медведев поручил правительству зарезервировать 500 млрд. рублей, причем 250 млрд. непосредственно в бюджете. Но, возможно, будет меньше прямых вложений, поскольку считается, что не стоит увлекаться госрегулированием фондового рынка, тем более - тратить на его поддержку средства из Резервного фонда. Скорее всего, правительство может принять участие в скупке акций предприятий. Силами самих предприятий этот процесс идет медленно, все из-за той же нехватки средств. Между тем, в мировой практике есть примеры удачного использования госсредств для приобретения "проблемных активов". Пользуясь падением цен, государство через своих агентов (в Южной Корее есть, например, специальное агентство) выкупает эти акции, обращает их в свою собственность и - по мере "выздоровления" предприятий и роста цены акций - сбывает их на бирже, получая неплохую прибыль.

Кстати, в том же Казахстане обсуждается план создания фонда стабилизации активов для управления частью неблагополучных активов банковского сектора (ФСА), который будет работать на коммерческой основе. Есть такой опыт и в России - после дефолта такие операции проводило АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций), занимавшееся совсем безнадежными банками. Так что на такие операции и можно будет потратить зарезервированные 250 миллиардов рублей.
Пока не известно, что будет в "пакете Кудрина". Но, по словам экспертов, сложившиеся финансовые обстоятельства особой корректировки бюджета не требуют. Те полтора триллиона рублей, которые Министерство финансов выделило на поддержку банковской системы, из так называемых "остатков", лежащих на счетах казначейства. В последние несколько лет дефицита бюджета нет, всегда находятся дополнительные средства. Именно поэтому Минфин и начал зарабатывать на них, проводя аукционы, давая деньги в долг на месяц, а теперь и на три. Так что существенного увеличения расходов в бюджете не потребуется. И уж тем более, не придется "вскрывать" Резервный фонд.

Владимир Мытарев