Разделы



Программа МКС под угрозой срыва

В день возвращения с орбиты 17-го экипажа МКС Ракетно-космическая корпорация "Энергия" заявила, что реализация программы МКС находится под угрозой срыва из-за недостаточного финансирования строительства кораблей "Союз".

Такое мнение высказал президент генеральный конструктор корпорации Виталий Лопота. "Если в ближайшие 2-3 недели нам не предоставят либо аванс, либо кредиты - мы не сможем нести ответственность за изготовление "Союзов", - цитирует его ИТАР-ТАСС. В то же время глава Роскосмоса Анатолий Перминов заверил, что Россия гарантирует доставку на МКС экипажей, несмотря на финансовый кризис.

Лопота напомнил, что в бюджете корпорации "две трети финансирования состоят из кредитов". РКК "Энергия" в начале октября получила директиву правительства о предоставлении льготных кредитов, однако грянул финансовый кризис, отметил он. Но "уже конец октября, а кредиты так и не получены".

В свою очередь, руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов уточнил, что программа МКС на следующий год обеспечена "Союзами" полностью. "Экипажи также готовятся и мы не собираемся нарушать планы", - отметил Перминов.

"Я надеюсь, что мы решим этот вопрос", - подчеркнул глава Роскосмоса, говоря о финансировании РКК "Энергия".

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов поспешил успокоить общественность, заверив, что Россия гарантирует доставку на МКС экипажей, несмотря на финансовый кризис. Он напомнил, что с 2011 года прекращаются полеты американских шаттлов и российские "Союзы" станут единственным средством ротации экипажей МКС. "Сказать, что в полном объеме выполним обязательства в условиях финансового кризиса, сложно, однако Россия гарантирует доставку экипажей", - подчеркнул он.

Более того, выделенные правительством РФ 200 млрд рублей дополнительного финансирования на ближайшие три года "позволят разработать проект нового пилотируемого корабля и построить новый отечественный космодром Восточный", заявил Перминов на пресс-конференции после успешной посадки корабля "Союз" ТМА-12.

Глава Роскосмоса пояснил, что вопрос финансированияи космической отрасли на 2010 и 2011 годы "несколько выпал из программы", однако на заседании правительства "была поддержана наша позиция - рассмотреть этот вопрос в 2009 году".

Помимо пилотируемой космонавтики, эти выделенные средства также пойдут на развитие непилотируемых полетов. Есть предложение создать на базе ракетно-космической отрасли отдельную корпорацию, и главным направлением деятельности этой корпорации будет развитие орбитальной группировки, указал Перминов.

Без "Союзов" в космос не сможет летать никто

На корабли "Союз" возлагают надежды не только отечественные космонавты: с 2010 по 2015 год американцы смогут попадать на Международную космическую станцию только с помощью российских ракет. Дело в том, что через два года Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) прекращает эксплуатацию шаттлов, а новые корабли "Созвездие" придут им на смену еще через пять лет.

Доставка астронавтов на космическую станцию, обошедшуюся в 100 млрд долларов, будет целиком зависеть от России, и иностранцам придется выкупать места на кораблях "Союз" точь-в-точь как космическим туристам, констатируют эксперты.

В то же время будущее 15-летнего российско-американского космического партнерства омрачается противоречиями между Россией и США в связи с грузинским конфликтом и другими вопросами.

Сотрудничество России и США в проекте МКС ставится в зависимость от международной политической обстановки, в частности, событий вокруг Южной Осетии, заявил недавно глава Роскосмоса. Он подчеркнул, однако, что Россия выполняет все взятые на себя обязательства по транспортному обеспечению МКС.

"Сегодня очевидно, что до 2011 года к станции будут летать только российские "Союзы" и "Прогрессы" и американские шаттлы. С 2011 по 2016 год у США не будет готов новый корабль взамен шаттла, и основные работы по транспортно-техническому обеспечению и ротации экипажей будут выполнять российские корабли, а также эпизодически запускаемые европейские и японские грузовые аппараты", - напомнил Анатолий Перминов.