Разделы



Автомобильный рынок впал в кому

"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" - похоже, в условиях кризиса весь мир познал эту нехитрую истину и решил повременить с заменой исправно работающих машин.

Продажи новых автомобилей стремительно падают: по итогам 2008 г. в мире было продано на 7 млн меньше железных коней, чем годом ранее (63 млн против 70 млн), а в этом году бегство покупателей усилилось.

Так, в Великобритании в марте было продано на треть меньше автомобилей, чем год назад. В остальной Европе ситуация не намного лучше: в целом по региону продажи сократились на 18%, при этом в отдельных государствах, например в Испании, они уменьшились почти вдвое.

Вровень со Старым Светом идет Южная Корея, где по итогам минувшего марта спад в автомобильной отрасли достиг 18,7%. Еще более заметно пострадал экспорт автомобильной продукции корейского производства: за январь - февраль он упал почти на 38% по сравнению с показателями прошлого года. Но это еще цветочки по сравнению с февральским падением экспорта в соседней Японии - на 63,9%. Продажи здесь снизились на 15,6%, до 38-летнего минимума. И, наконец, в США в феврале снижение продаж составило 41%.

Столь плачевное положение дел в отрасли, являющейся одним из основных индикаторов состояния экономики и внутреннего спроса, не может не беспокоить власти, которые прикладывают все усилия по спасению национального автопрома - от прямой поддержки производителей до стимулирования покупательской активности. В частности, для нужд государства в США будет приобретено до 1 июня 2009 г. 17,6 тыс американских автомобилей с низким расходом топлива, а потребителям планируется предложить ваучеры на сумму $5 тыс. на покупку таких автомобилей. Великобритания намеревается выделить на аналогичные цели 2,3 млрд фунтов ($3,5 миллиарда). Европейский инвестиционный банк потратит euro3 млрд на поддержку автопрома стран ЕС. В числе адресатов французские концерны Renault и Peugeot-Citroen, немецкие BMW и Daimler, итальянский FIAT, а также шведские Scania и Volvo. Свои программы по восстановлению автопрома есть в Южной Корее и Японии.

Россия пытается не отставать от европейских и азиатских соседей, но на фоне их затрат предполагаемые расходы нашей страны выглядят довольно скромно. Например, на федеральную программу субсидирования автокредитов заложено около 2 млрд рублей. Выдача льготных кредитов началась на этой неделе. Напомним, государство компенсирует порядка 8,5% годовых от стандартной банковской ставки в том случае, если человек берет в кредит машину, произведенную или собранную в России, стоимостью не дороже 350 тыс. рублей. При этом выбирать придется из утвержденного правительством списка, в который сейчас входят 29 наименований: это весь модельный ряд АвтоВАЗа, "УАЗ Хантер", а также "Форд Фокус", "Фиат Альбеа", "Киа Спектра", "Рено Логан" и "Шкода Фабия". Впрочем, до мая список еще может измениться.

Срок действия кредита ограничен двумя годами, так что ежемесячные выплаты получаются ощутимыми. Несмотря на это, желающих воспользоваться государственной субсидией довольно много. По подсчетам специалистов, заложенных государством средств хватит примерно на 150 тыс. льготных автокредитов; между тем в 2008 г. в России было продано 2,81 млн легковых автомобилей. Это вывело наш авторынок на второе место в Европе и пятое в мире, впереди оказались только рынки США, Китая, Японии и Германии. Однако и спад получился весьма ощутимым - по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, в феврале 2009 г. продажи легковых автомобилей упали в России на 38%. И вряд ли 150 тыс. субсидированных кредитов способны всерьез повлиять на самочувствие рынка.

По прогнозам аналитиков агентства "Автостат", на восстановление рынка автопродаж уйдет не менее трех - пяти лет. Согласно оптимистическому сценарию, к показателям прошлого года он может вернуться к концу 2011 г.; пессимистичный вариант предполагает, что это произойдет не ранее 2012 - 2013 года. "Нашему правительству нужны более активные действия, аналогичные тем, которые проводятся в европейских странах, а также в странах БРИК - Китае, Индии и Бразилии, где рынки уже показывают восстановление или рост", - отмечает директор "Автостат" Сергей Целиков. При этом прогноз его агентства составлялся без учета результатов первого квартала 2009 г., так что в конечном счете процесс восстановления российского автомобильного рынка может оказаться еще более затяжным.