Разделы



В России набирает силу новая антиалкогольная кампания

Пиво в России закатают в бутылки объемом 0,33 литра. Российским пивоварам не по себе. В стране набирает силу новая антиалкогольная кампания, основной мишенью которой на этот раз выбрали именно их.

Чиновники и депутаты все чаще говорят об усилении контроля над отраслью, обещая приравнять пиво к крепкому алкоголю. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка уже направила в правительство законопроект, который предусматривает, что емкость пивной тары не должна превышать 0,33 литра.

Выпить пивка в России любят. Вот лишь один пример: неделю назад в Кирове нетрезвый молодой человек булыжником разбил стекло в киоске, чтобы похитить две бутылки пива на общую сумму 50 рублей. Изначально кировчанин намеревался разжиться деньгами, но две бутылки пива показались ему более привлекательной добычей. Любовь сограждан к пиву в Кирове заметили чиновники. 22 апреля заксобрание области приняло в первом чтении законопроект, инициированный губернатором Никитой Белых, которым увеличило до 3 тысяч рублей штраф за употребление слабоалкогольных напитков в общественных местах. Драконовские меры, по словам Белых, позволят "не только снизить алкоголизацию, но и сделать город более чистым за счет уменьшения распития пива на улицах".

Наступление на пивоваров в России идет не только в Кирове. И началось оно еще в 2009 году, параллельно со стартом полномасштабной антиалкогольной кампании, инициатором которой выступил президент России Дмитрий Медведев. Депутатов Думы хватило на то, чтобы запретить употребление пива в некоторых не положенных местах, а также убрать образы живых людей из рекламы напитка. Самую же большую неприятность производителям пива приготовил Минфин.

Чиновникам удалось провести через парламент трехкратное повышение ставки акциза на пиво в 2010 году, следствием которого станет рост розничной цены на этот напиток. Остановить одобрение документа в Думе пивовары не смогли, хотя отраслевой союз бил во все колокола, утверждая, что повышение ставки приведет к сокращению продаж пива в России на 40-50 процентов, а также снижению бюджетных поступлений и потери десятков тысяч рабочих мест.

Пивовары даже обратились с письмом к премьер-министру Владимиру Путину, утверждая, что резкое повышение акцизов приведет к "катастрофическим" последствиям для пивной отрасли. Но тщетно.

В России производством пива занимается более 250 предприятий в более чем 70 регионах страны. Все они уже почувствовали, что рынок сжимается. В 2008 году производство пива составило 11,4 миллиарда литров, что на 0,6 процента меньше, чем в 2007 году. В 2009 году, по данным Росстата, производство пива сократилось еще на 4,8 процента, а в 2010 году в связи с увеличением пивного акциза в три раза вероятно снижение более чем на 10 процентов.

Этот прогноз недавно подтвердила, к примеру, компания Heineken, продажи которой в Центральной и Восточной Европе буквально обрушила статистика с российского рынка. По данным Росстата, производство пива в России в первом квартале 2010 года оказалось на 19,7 процента ниже, чем в первом квартале 2009 года.

В последнее время чиновники и депутаты все чаще говорят об усилении контроля над пивоваренной отраслью. Законодатели желают удалить пиво из ларьков, а главный санитар России Геннадий Онищенко считает, что все алкогольные напитки, включая пиво, должны быть запрещены к продаже после 21:00.

Пивовары уже ищут новые сферы деятельности, опасаясь дальнейшего ужесточения контроля за их основной продукцией. В апреле стало известно, что "Балтика", крупнейший продавец пива в России, будет разливать питьевую воду "Живой Ручей", добываемую из артезианской скважины в Ярославле. Свое решение в компании, владеет которой Carlsberg Group, объяснили нестабильной экономической ситуацией и усилением регулирования пивоваренной отрасли. Ранее "Балтика" уже запустила в продажу квас натурального брожения "Хлебный Край".

Подобные действия, видимо, не напрасны, ведь инициативы, которые могут похоронить пивной рынок, из чиновников сыплются одна за другой. Газета "Коммерсант" утверждает, что Росалкоголь уже направил в правительство законопроект, который, в частности, предусматривает, что емкость пивной тары не должна превышать 0,33 литра.

В сентябре 2009 года требование ограничить объем тары для слабоалкогольной продукции содержалось в перечне поручений президента России правительству, однако пивоваренную продукцию оно не затрагивало. Газета отмечает, что во втором полугодии 2009 года на бутылку объемом 0,33 литра приходился лишь один процент от продаваемого в России пива, а около половины всего пива продавали в таре емкостью более 1,5 литров. Производство дешевого пива в малогабаритной таре, скорее всего, будет нерентабельным, да и в любом случае приведет к падению продаж пивоваров и стремительному сокращению рынка.

Это, впрочем, не единственная новация, которая содержится в документе Росалкоголя. Ведомство также предложило приравнять пиво к обычному алкоголю. Сейчас пиво алкогольной продукцией в России не считается. Это оставляет пивоварам и их дистрибуторам массу лазеек для увеличения продаж. К примеру, пиво можно рекламировать по радио и на телевидении, а продавать его разрешено не только в магазинах, но и в киосках. Похоже, что это ненадолго.

Депутаты Госдумы уже многократно пытались приравнять пиво к обычному алкоголю. Последний такой законопроект в марте 2010 года внес в Госдуму депутат от "Единой России" Виктор Звагельский, но все эти попытки пока проваливались. Росалкоголь, протолкнувший в 2009 году минимальную цену на водку, вероятно, сумеет справиться и с пивом, если приложит необходимые усилия.

В этом случае производителям пива придется получать у государства специальные лицензии, а продукцию крепостью свыше 7 процентов придется снабжать акцизными марками. Запретят чиновники и продажи пива в ларьках, киосках и палатках (на эти точки сегодня приходится около 25 процентов всех продаж), однако это ограничение коснется только тех сортов, крепость которых превышает 5 процентов. Сейчас все предложения ведомства рассматривают профильные министерства.

Стоит отметить, что ограничения, которые могут снизить продажи пива, ударят не только по предпринимателям, но и по простым рабочим, ведь на алкогольном рынке, как и в смежных отраслях, работает много россиян. Поэтому политика правительства затронет не одну лишь пивоваренную отрасль, которая дает более 50 тысяч рабочих мест, но и другие предприятия.

Все это, однако, мелочи по сравнению с негодованием, которое начнут выражать россияне, если чиновники заточат пиво в "мерзавчики". Поэтому данное предложение Росалкоголя вряд ли пройдет, но вот все остальные, вполне возможно, будут закреплены в законе.

Поможет ли это "снизить алкоголизацию" населения, неизвестно. Ранее чиновники говорили, что граждан надо пересадить с тяжелого алкоголя на легкий, но, похоже, этим планам приходит конец.