Разделы



Новые идеалисты Запада выступают против денег

Несколько дней назад тридцатилетний философ из Оксфорда, австралиец по происхождению Тони Орд объявил об основании нового общественного движения - Giving That We Can ("Дай, сколько можешь" - в свободном переводе).

Движение сразу вызвало интерес прессы - поскольку в его основу легла антикапиталистическая антипотребленческая идея - идея самоограничения.

Главная австралийская газета The Australian посвятила Тони Орду и его идее пространный материал, в предисловии к которому читателям объясняется, что герой психически здоров, не находится во власти сайентологов и иже с ними, не был похищен зелеными человечками и зомбирован. Также он не является мазохистом, не склонен заниматься самобичеванием. Напротив, Тони намерен прожить долгую, счастливую и содержательную жизнь. При этом он подписался под обязательством отдавать нуждающимся в развивающихся странах все суммы свыше 20-ти тыс. фунтов в год, которые он сумеет заработать. В этом году, в частности, он отдаст около 10 тыс. фунтов (его годовой заработок составит около 30-ти тыс.).

Идея заключается в том, что образованный и позитивный человек не нуждается в сверхпотреблении и "крысиной гонке" за брендовой одеждой, суперкарами и яхтами с интерьером, оформленными красным деревом, инкрустированным серебром. Нормальному человеку на неплохую квартиру, отпуск на море, удобную машину, книги, одежду и маленькие индивидуальные радости вполне хватит 20-ти тыс. фунтов в год.

Молодого философа горячо поддерживает жена Бернадетт - хорошо зарабатывающий врач, которая тоже подписалась под декларацией движения и намерена вносить в фонд свои "лишние деньги". Более того, друзья пары, несколько студентов из Оксфорда, тоже вступили в новую организацию, устав которой предполагает взносы в размере 10% от годовых заработков.

Тони Орд подчеркивает, что он - не Диоген, и жить в бочке не планирует. Если расходы семьи возрастут - появятся дети, понадобятся деньги на поддержание престарелых родителей, он изменит размер своих пожертвований и, возможно, тоже перейдет на "десятину".

"Конечно, я понимаю, что с возрастом люди обрастают обязательствами и привычками и решится на подобный шаг - добровольно отдавать часть заработанных денег - им сложно. Поэтому я рассчитываю на вовлечение в движение молодых людей, которые еще свободны от власти алчности", - подчеркивает Орд. По сути, Тони и Бернадетт выступают против индустрии роскоши, на которую тратится все больше и больше ресурсов. Парируя вопрос обозревателя The Australian, как же быть с тем, что экономика нуждается для развития в инвестициях, Тони пожимает плечами: у вас останется 90% ваших денег, этого вполне хватит на инвестиции. Он убежден, что все, к кому судьба была благосклонна, обязаны помогать тем, кто оказался не столь удачлив.

Самое уязвимое место в программе нового движения - это то, каким образом будут тратиться собранные средства. Не секрет, что зачастую благотворительные деньги играют контрпродуктивную роль, порождая коррупцию и иждивенческие настроения. Тони согласен с этим и уверяет, что вопрос траты денег будет проработан особо тщательно. Возможно, будут даваться рекомендации относительно того, какие организации действуют действительно на благо и заслуживают поддержки.

Естественно, все это - идеализм чистой воды. Но вот что интересно, в эти же дни в Россию приехал известный французский философ Ален де Бенуа, представивший свою новую книгу "Против либерализма". Либерализм по версии де Бенуа - это потребление без границ. Потребление, сжигающее ресурсы на производство ненужных для жизни вещей. Книга де Бенуа - восстание против общества потребления и капитализма в его постфордистской версии, когда прибыль не поступает в нижние слои общественной пирамиды, стимулируя экономику, а оседает в верхах, разлагая общественную мораль. На смену обществу неограниченного потребления, по мнению французского философа, должно прийти общество гармоничного баланса, которое не будет ставить во главу угла экономику.

Встреча французского философа с петербургскими читателями (которую, кстати, вел Александр Дугин, выступивший в роли модератора и переводчика с французского), прошла в Доме книги в пятницу вечером и вызвала огромный интерес. Философа забросали вопросами, на которые он отвечал вполне откровенно. Современные европейские политики, по его мнению, не имеют ни малейшего представления о политической философии, руководствуясь сиюминутными "практическими" интересами. По сути, все они ориентируются не на ценности - главное в жизни, а на интересы. Интересы же - это вопрос денег, в отличие от ценностей, которые не продаются.

Отвечая на вопрос обозревателя "Росбалта", видит ли Ален де Бенуа в будущем общество, которое откажется от денег и будет построено на других принципах, философ признал, что так радикально он не мыслит. Однако он думает об обществе, где деньги будут играть чисто технологическую роль и перестанут быть фетишем.

Похоже, в то время, как Россия, Китай и Индия жадно припали к индустрии роскоши, Запад все чаще начинает задумываться над тем, что придет на смену обществу потребления.