Разделы



Лужков создает конкурента "Аэрофлоту"

Юрий Лужков и Сергей Чемезов согласовали компромиссный вариант создания конкурента "Аэрофлоту".

Правительство Москвы и "Ростехнологии" все же объединят свои авиационные активы. А ведь совсем еще недавно казалось, что проект по созданию будущего конкурента "Аэрофлоту" провалится. На недавней встрече Юрий Лужков и Сергей Чемезов согласовали параметры формирования совместной авиакомпании "Росавиа". Схема присоединения столичного "Атлант-Союза" к активам "Ростехнологий" такова, что должна устроить и санкт-петербургское крыло будущего перевозчика, - авиакомпанию "Россия".

ВОЙНА КОНЦЕПЦИЙ

Идее создать авиакомпанию "Росавиа" с участием "Ростехнологий" и правительства Москвы уже около года. Первоначальные планы Чемезова и Лужкова были до того радужными, что казались невыполнимыми. Предполагалось, что "Росавиа" начнет полеты летом 2009 г., а с 2012 г. ее флот в 250 самолетов будет перевозить по 20 млн человек ежегодно. Увы, лайнеры с логотипами "Росавиа" на фюзеляжах пока не принимают на борт пассажиров. За год создатели новой авиакомпании мало приблизились к тому, чтобы ОАО "Авиакомпания" (юрлицо "Росавиа") можно было назвать настоящей авиакомпанией.

Проблема в том, что в "Росавиа" решили собрать из слишком уж разных перевозчиков - разных как по форме собственности, так и положению на рынке, степени разветвленности маршрутной сети, состоянию флота. А еще у каждого потенциального "кусочка" будущей суперкомпании свой аэропорт базирования. И конфликта интересов тут было не избежать.

Главный из них развернулся вокруг двух потенциальных центров "Росавиа" - петербургской авиакомпании "Россия" и принадлежащего московским властям перевозчика "Атлант-Союз". Предложив "Атлант-Союз" в качестве участника проекта "Росавиа", столичное правительство рассчитывало получить крупную сетевую авиакомпанию, которая "поселится" в принадлежащем Москве аэропорту "Внуково". К этому все дело и шло. Именно такой сценарий подразумевала первоначальная концепция объединения, которую разработал первый руководитель "Росавиа" Виталий Ванцев, по совместительству совладелец "Внуково". Он предложил перенаправить потоки пассажиров из Петербурга в Москву, и уже отсюда разводить людей по России и другим странам.

Понятно, что такое развитие событий никак не устраивало ни ГТК "Россия", лишавшуюся в этом случае построенного в северной столице бизнеса, ни администрацию Петербурга, получившую в свое распоряжение аэропорт "Пулково" и имевшую на него далеко идущие планы. Уступать никто не собирался, и во властных кабинетах началась битва концепций. В результате, автор спорной концепции Ванцев покинул пост руководителя "Росавиа". Вскоре подал в отставку и отчаянно сопротивлявшийся "московскому" сценарию гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко.

И НАШИМ И ВАШИМВ "Ростехнологиях" тем временем уже изучили состояние переданных им активов и поняли, что заявленных на старте проекта показателей им не достичь. У большинства перевозчиков, подлежащих включению в "Росавиа", изношенный парк и слабая маршрутная сеть. Да еще кризисные проблемы с долгами. Так что о конкуренции с "Аэрофлотом", самой крепкой и стабильной российской авиакомпанией, стали говорить уже не так громко. А потом энтузиазм пропал и у правительства Москвы. Четких гарантий относительно "Внуково" как аэропорта базирования "Росавиа" не было, к тому же Чемезов заверил Валентину Матвиенко в том, что интересы администрации Петербурга в проекте обязательно будут учтены.

В начале августа мэрия выразила желание повременить с включением "Атлант-Союза" в "Росавиа", и авиационный проект года тут же похоронили. А зря. На прошедшем в середине августа авиасалоне МАКС в Жуковском Сергей Чемезов заявил о готовящемся крупном контракте "Росавиа": не созданный еще перевозчик собирается разместить гигантский по нынешним временам заказ на изготовление среднемагистральных самолетов. До конца года компания планирует заказать 65 машин типа Airbus 320 и (или) Boeing 737. Эти самолеты нужны "Росавиа" начиная с 2011 г., потому что флот потенциальных участников будущего перевозчика оставляет желать лучшего.

А теперь "Ростехнологиям" удалось сохранить в партнерах и правительство Москвы. И это очень важно. Ведь, прежде чем начать строить "Росавиа" без мэрии, госкорпорация должна была бы расплатиться с "Атлант-Союзом" по долгам "ЭйрЮнион", которые под гарантии "Ростехнологий" столичная авиакомпания взяла на себя. По данным Slon.ru, Сергей Чемезов и Юрий Лужков решили создавать "Росавиа" совместными усилиями. Они не стали подписывать никаких документов на этот счет - официальное обнародование их планов намечено на следующую неделю, 23 - 25 сентября, когда пройдет совет директоров ОАО "Авиакомпания". Но Slon.ru узнал некоторые подробности

ШАГ ЗА ШАГОМ

Формирование "Росавиа" будет разделено на несколько этапов. Что-то подобное предлагал в свое время и Ванцев, но кардинальное отличие от его концепции в том, чтобы не перенаправлять существующий петербургский пассажиропоток на "Внуково". На первом этапе "Росавиа" будут переданы акции "Атлант-Союза", принадлежащие московскому правительству, а также акционированные на данный момент авиапредприятия "Ростехнологий", - это "Саратовские авиалинии", "Владивосток авиа" и "Сахалинские авиатрассы". Эти четыре авиакомпании за первые 7 месяцев 2009 г. перевезли 1,3 млн человек (для сравнения: одна ГТК "Россия" за тот же период перевезла 1,6 млн пассажиров, а "Аэрофлот" - 4,7 млн). В такой "Росавиа" "Ростехнологии" получат 51%, а правительство Москвы - 49% акций.

Остальные авиакомпании "Ростехнологий" - ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа" - пока еще ФГУПы. И в состав "Росавиа" они войдут уже на втором этапе. Срок его исполнения пока точно назвать нельзя. Ведь все компании нужно акционировать, а из "Оренбургских авиалиний" и "Кавминводыавиа" еще и выделить аэропорты. Практика показывает, что на это может уйти от одного года до двух. К этому времени как раз в "Росавиа" начнут поступать новые самолеты - если, конечно, компания действительно успеет их законтрактовать до конца года.

Интересно еще и другое. По суммарному объему перевозок, а, значит, и по размеру бизнеса, вторая группа компаний вдвое превосходит первую. За 7 месяцев 2009 г. ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа" вместе перевезли почти 2,8 млн человек. Что сможет противопоставить этому правительство Москвы, чтобы сохранить влияние в "Росавиа" после второго этапа, пока непонятно. Ранее столичные чиновники не исключали денежной доплаты за свою долю. Так или иначе, но мэрия не может иметь в новой авиакомпании меньше блокирующего пакета.

Такая схема объединения авиакомпаний выглядит компромиссной для всех сторон.

Ведь до тех пор, пока в "Росавиа" не включат следующую порцию авиакомпаний, она будет холдинговой структурой: "Росавиа" просто будет владеть акциями этих авиакомпаний и координировать из деятельность. Для Петербурга это означает, что, по крайней мере, еще пару лет у него будет полноценный базовый перевозчик. В последующем участников "Росавиа" переведут на единую акцию и один сертификат эксплуатанта. Но они превратятся в региональные филиалы "Росавиа", базирующейся в четырех или пяти аэропортах: "Внуково", Красноярск, Владивосток (или Хабаровск), возможно, Самара, и, конечно же, "Пулково". Ведь петербургскому аэропорту, в котором вот-вот начнется масштабная реконструкция, полноценный филиал крупной авиакомпании со своей маршрутной сетью будет далеко не лишним.