Разделы



США урезают расходы на оборону

В бюджете США на 2010 финансовый год расходы на стратегическую оборону было предложено урезать более чем на миллиард долларов.

В американских политических кругах по этому поводу развернулась бурная дискуссия. Часть политиков утверждает, что с подобной динамикой страна может оказаться незащищенной перед лицом ядерной угрозы.

Корреспондент Русской службы Би-би-си в Вашингтоне Юлия Савченко попыталась выяснить, насколько обоснованы эти опасения.

Правительство Барака Обамы провозгласило политику разумной экономии во всем. В список бюджетных сокращений попала и оборона. В апреле глава Пентагона Роберт Гейтс объявил о запланированных сокращениях в 1,2 млрд долларов в бюджете на стратегическую оборону на 2010 год.

Вице-президент совета по международной политике США Илан Берман называет это крайне опасной тенденцией.

По мнению аналитика, бюджетные сокращения посылают "неверный сигнал нашим противникам и союзникам", ограничивают возможности совершенствования военных технологий и негативно влияют на национальную безопасность в целом.

"Это создает неверное впечатление у наших главных союзников, таких как Япония, Израиль и Польша, которые рассчитывают, в частности, на наш противоракетный щит", - считает Илан Берман.

Спектр обсуждаемых потенциальных противников, при этом, достаточно широк. Кроме очевидной опасности, исходящей от Северной Кореи и Ирана, некоторые в этой связи упоминают Россию и Китай. Президент института "Клэрмонт" Брайан Кеннеди, представляющий республиканскую партию, выражает непопулярную - на фоне общей внешней политики Белого Дома - позицию.

"Русские и китайцы - не те, с кем мы ведем стратегическое соревнование - они наши враги, они стремятся превзойти нас и загнать в угол. Они также передают технологии нашим врагам, целью которых является разрушить Америку. Если мы себе в этом не признаемся, то очень сильно пострадаем от последствий", - утверждает Кеннеди.

Опасения своего однопартийца разделяет конгрессмен Трент Фрэнкс, представляющий Комитет по вооруженным силам американского конгресса. С его точки зрения, Китай не стесняется в средствах, чтобы догнать и перегнать США в том, что традиционно называли гонкой вооружений.

"У Китая трехступенчатый путь получения военных технологий. Самый быстрый - это украсть разработки," - считает Фрэнкс.

Конгрессмен полагает, что Китай начинает собственные разработки. "Если это не сработает, они заплатят деньги для того, чтобы их получить, и только в самом крайнем случае Китай будет тратить время и деньги на разработку собственных проектов. Но я убежден, что наши собственные техноологии, попадающие в руки наших врагов, являются одной из наших основных слабостей", - добавляет Фрэнкс.

Гонка идей против гонки вооружений

В отличие от политиков, многие аналитики в американской столице считают, что с угрозами безопасности США в первую очередь должны справляться не посредством неограниченного финансирования оборонных программ, а при помощи новых стратегий. Джеймс Шерман из издания Inside Defense считает, что стратегия министра обороны является верной.

"Роберт Гейтс, во-первых, стремится к тому, чтобы вооруженные силы были более адекватно оснащены для таких операций, как военные действия в Ираке и Афганистане", - говорит Шерман. Во-вторых, по мнению Шермана, цель министра обороны - сделать армию более мобильной.

В Америке не забывают и о "непосредственной угрозе". Северная Корея провела ядерные испытания в американский день памяти, когда в США вспоминали американских солдат, погибших в разных войнах. Сейчас многие опасаются, что ко Дню независимости 4 июля КНДР преподнесет "новый подарок".

"Корейский гамбит"

Несмотря на то, что в мрачных прогнозах упражняться никто не хочет, существует мнение, что в случае запуска Северной Кореей настоящей, а не пробной ракеты, под ударом могут оказаться Аляска и Гавайи. В этой связи Эрик Эйдельман из Центра стратегических и бюджетных оценок считает, что обеспокоенность политиков сокращением бюджета на противоракетную оборону отчасти обоснована.

"Есть два аспекта, которые вызвали особенные споры в конгрессе и попытки ряда конгрессменов противостоять сокращению финансирования, - объясняет Эйдельман. - Один из этих аспектов - сокращение наземных ракет-перехватчиков, которые находятся в Аляске и Калифорнии, с 44 бывших в проекте до 30 уже существующих".

Второй аспект, по словам политолога, это нежелание новой администрации США форсировать создание противоракетного щита в Центральной Европе. Все это вызывает в среде политиков ожесточенные споры.

Аналитик института Брукингс Майкл О`Ханнон считает, что логика Белого Дома вполне объяснима.

"30 перехватчиков, которые у нас уже есть, достаточны для адекватного ответа на корейскую угрозу, - считает О`Ханнон. - Создание трехступенчатых межконтинентальных ракет, которые планировались ранее, является очень дорогим удовольствием. Тем более, что это просто своеобразная страховка против будущих поползновений Северной Кореи, которых, возможно, и не будет".

В оценках серьезности ядерных угроз мнения в Вашингтоне диамметрально расходятся.

Согласно рекомендациям "Независимой рабочей группы", неправительственной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне, администрация США должна вернуть вопрос о противоракетной обороне из русла политического в русло практическое.

"Игру ядерными мускулами можно остановить только игрой мускулами противоядерными", - заявляют эксперты.

Но такие мнения в корне расходятся с заявлениями Белого Дома о том, что в международных отношениях Вашингтон будет опираться, прежде всего, на дипломатию.