Разделы



Отменены пошлины на иностранные самолеты

Правительство освободило российские авиакомпании от выплаты пошлин на иностранные самолеты. Но, похоже, не на те, на которые нужно

Владимир Путин решил помочь российским авиакомпаниям, обнулив пошлины на некоторые иностранные самолеты. Да вот незадача - не на те, что действительно нужны большинству перевозчиков. Машины средней размерности, которые чаще всего используются в России, остались за бортом постановления. Так что премьерской щедростью смогут воспользоваться лишь немногие счастливчики.

Долгое время пошлины на иностранные самолеты были своеобразной "священной коровой" российского авиапрома. Правительство ни при каких обстоятельствах не хотело их отменять - даже на те машины, аналоги которых в России не производятся. На уговоры авиаторов снизить или отменить пошлины на иностранную технику правительство всегда отвечало отказом: дескать, нашего производителя нужно поддержать, поэтому покупайте российские самолеты. И тот факт, что отечественный авиапром не способен пока на должном уровне - качественном и количественном - обеспечить потребности авиакомпаний, совсем не учитывался. В 2008 г., например, российские авиазаводы выпустили всего лишь 30 самолетов. Это слишком мало для налаживания нормального поточного производства. Из-за этого практически каждый недавно выпущенный самолет - уникальный экземпляр, единственный в своем роде. Неудивительно, что у перевозчиков к ним масса претензий. В частности, в нескольких арбитражных судах лежат иски к производителям авиационных двигателей.

Поскольку проблема обновления флота стояла перед авиакомпаниями очень остро - старенькие Ту-154 и Ту-134, составлявшие основу парка российских перевозчиков, давно пора было выводить из эксплуатации - зарубежная техника все же хлынула в Россию мощным потоком. Теперь "иномарки" есть в парке у каждой более-менее крупной авиакомпании, а лидеры отрасли - "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро" - и вовсе летают практически на одних только "Боингах" и "Эйрбасах". Заградительные пошлины свою функцию не выполнили. Только перевозчики вошли в дополнительные расходы. Пошлина вместе с НДС дает накрутку в 42% к стоимости самолета. А ведь она закладывается в затраты авиакомпаний, а, значит, и в стоимость билетов: у "Аэрофлота", например, таможенные платежи (без НДС) составляют 3% от всех затрат.

Лед тронулся в конце 2007 г., когда правительство впервые обнулило пошлины на самолеты размерностью свыше 300 кресел сроком на 9 месяцев. В прошлом году снизили пошлины и на бизнес-джеты - с 20% до 10%. Затем дело дошло до машин вместимостью до 50 кресел. Теперь Путин вновь освободил авиакомпании от выплаты пошлин на 50- и 300-кресельные лайнеры. Но только это совсем не то, чего ждет большинство авиаторов. Ведь все перечисленные самолеты не используются в России в массовом порядке: у редких авиакомпаний есть такие маршруты, на которых беспошлинные самолеты можно эффективно эксплуатировать.

Самолеты вместимостью свыше 300 кресел смогли себе позволить лишь две авиакомпании - ГТК "Россия" и, особенно, "Трансаэро". Вторая стала единственным в России перевозчиком, имеющим в парке самый вместительный из существующих сегодня серийных пассажирских самолетов - Boeing 747 (превосходящий его по размерам А380 пока не в счет, ведь выпущены пока считанные единицы таких лайнеров). Самый крупный "Боинг" способен перевозить 468 пассажиров зараз, и "Трансаэро" ставит его на самые популярные туристические маршруты - например, в Турцию. Таких машин в парке авиакомпании, благодаря обнулению пошлин, уже 13.

Кроме Boeing 747 под действие постановления подходят еще Boeing 777, Boeing 767-400, А340-500 и А340-600. Такие самолеты, кроме "Трансаэро", с учетом особенностей маршрутной сети могут еще использовать только "Сибирь" с "Аэрофлотом". Но вряд ли они в кризис и при падении объема перевозок начнут массово заказывать самолеты, особенно такие, которые поставишь не на каждый маршрут. По крайней мере, в планах "Трансаэро" на следующий год приобретение всего двух машин, которые можно ввезти с нулевой пошлиной: один Boeing 777 и один Boeing 767. Грузовые же версии Boeing 747 в России есть только у "Волги-Днепра". Представитель компании поприветствовал правительственное постановление, однако не смог уточнить планы по приобретению самолетов.

С самолетами вместимостью до 50 кресел ситуация попроще, поскольку в последнее время региональные перевозки небольшими лайнерами несколько оживились. UTair собирается воспользоваться постановлением для увеличения парка турбовинтовых ATR-42 (советский его аналог - Ан-24). Льгота поможет также волгоградской "Волга-авиаэкспресс", "Аэрофлот-Норду", "Регион-авиа", "Атлант-Союзу", имеющим, по данным Slon.ru, виды на 50-кресельные самолеты.

Однако основу парка большинства авиакомпаний составляют машины A320 и Boeing 737 - самые популярные и продаваемые в мире самолеты. Поскольку это целые семейства самолетов с различной дальностью полетов и вместимостью, то иметь их в парке очень удобно. Но за них, как перевозчики ни бились, все же придется платить пошлины и дальше. Ведь с ними конкурируют отечественные разработки - Ту-204/214, Sukhoi SuperJet, а также будущий главный среднемагистральный самолет, который пока существует только на бумаге, - МС-21. А вступление в ВТО, которое подразумевало постепенную отмену пошлин на самолеты, России в ближайшее время не грозит.