Российские грузовики популярны в мире

Что может успешно экспортировать Россия? Ну, кроме углеводородов, разумеется...

Судя по результатам первого квартала 2010 года, помимо нефти и газа на международном рынке пользуется успехом... продукция отечественного грузового автомобилестроения.

Так, по данным маркетингового агентства Russian automotive market research (RAMR), за январь - март текущего года экспорт российских грузовиков вырос почти на 50% к аналогичному периоду 2009 года.

Отметим, что аналитики RAMR сравнивают фактически первый квартал 2010 года не с первым кварталом 2009-го, а с усредненными данными за прошлый год. Они уверены, что именно такое сравнение более показательно и корректно, потому что январь - март 2009 года были по-настоящему провальными как для автокластера, так и для рынка в целом.

Итак, потерпев со своей "Волгой Сайбер" сокрушительное поражение в легковом сегменте, группа ГАЗ оказалась самым успешным в России экспортером грузовиков. Она улучшила свои показатели в первом квартале 2010 года сразу на 136% (по сравнению с прошлогодними результатами).

За первые три месяца 2010 года за границу отправилось 1125 новых "ГАЗов". И успех этот обусловлен вовсе не созвучием названия марки основному сырьевому экспортному продукту РФ. Скорее всего, львиную долю в поставках составили дешевые малотоннажные "Газели" - едва ли не самые коммерчески успешные российские автомобили постсоветской эпохи. Впрочем, докризисных высот достичь в ближайшее время не удастся, если доля экспорта будет расти так медленно. Напомним, что в 2008 году покупателей за пределами РФ нашли почти 23 тыс. поволжских грузовиков.

Любопытно, что за январь - март 2010 года с конвейера в Нижнем Новгороде сошло 8886 грузовых автомобилей - на 58% больше, чем за тот же период 2009 года. Таким образом, примерно 13% продукции завода востребовано иностранными потребителями. В относительно благополучном 2008 году доля экспорта была больше - около 17%.

Директор RAMR Татьяна Арабаджи уверена в том, что сравнивать объемы экспорта и данные по производству не совсем корректно: продают продукцию не только сами заводы, но и дилеры, и индивидуальные предприниматели, не имеющие прямого отношения к производителю. И все-таки с некоторой оговоркой, чтобы оценить конкурентоспособность отдельных представителей "грузовой" отрасли, сравнение вполне уместно.

Кроме Горьковского автозавода довольно успешно продает свою продукцию за рубеж и УралАЗ: 222 грузовика этой марки были экспортированы за январь - март текущего года, что на 83% больше, чем в 2009 году. Если сравнить с объемом выпуска "Уралов", то доля экспорта будет на уровне 13% - такая же, как и у ГАЗа.

Грузовиков Ульяновского автозавода за первые три месяца 2010 года было "переправлено" за границу 109 штук - за год результат улучшен на треть. Впрочем, это всего лишь 5% от общего количества выпущенных на УАЗе за тот же период грузовых машин.

Значительно скромнее показатели у ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР): всего шесть автомобилей этой марки ушли за рубеж в январе - марте 2010 года, около 10% от объема выпуска екатеринбургских грузовиков. Впрочем, положительная динамика налицо: количество экспортированных "АМУРов" увеличилось на 40%, а произведенных - на 200%.

КамАЗ, сохраняя статус второго крупнейшего производителя грузовиков страны (после ГАЗа), похвастать позитивными данными, увы, не может. Количество новых экспортированных "КамАЗов" в январе - марте 2010 года упало на 40%, хотя объем производства вырос на 17%. Экспортная доля относительно невелика - около 6%.

Сложная ситуация сложилась на Заводе им. Лихачева: за первый квартал 2010 года за рубеж продано только 48 "ЗИЛов" (падение - на 11%), а с конвейера сошло 225 грузовиков (падение - на 56%). Интересно, что, демонстрируя спад производства, предприятие имеет самую большую долю экспорта - 21%.

А отдельные марки грузовых автомобилей последний кризис пережить не смогли. Закрыто производство недорогих "каблучков" на АвтоВАЗе - последние 10 машин произвели в 2009 году. Очевидно, что в ходе реформирования руководство автогиганта сочло данное направление неприбыльным. Похожая ситуация на ИжАвто: за весь 2010 год завод выпустил 1016 мини-фургонов на базе "Оды", а к концу года компания обанкротилась и конвейер встал. Прекратилось и производство грузовиков повышенной проходимости, организованное компанией "Яровит Моторс". Видимо, специалисты автозавода сосредоточились на разработке нового электромобиля...

Объем производства иностранных грузовиков с "российской пропиской" на сборочных конвейерах в первом квартале 2010 года увеличился более чем вдвое - на 110% (для сравнения: выпуск отечественных марок вырос лишь на 29%). Так, грузовиков Volvo выпущено 142 (рост объемов производства на 306%). Впрочем, тут сравнение не слишком уместно, так как сборочный цех в Калуге заработал лишь осенью 2009 года, до этого у компании было небольшое (на 500 машин в год) производство в подмосковном Зеленограде.

Объем экспорта шведской марки составил 42 авто (рост - на 29%).

Причем в структуре экспорта присутствуют и машины, произведенные в Швеции. Механизм появления таких грузовиков в России прост: на пути к иностранному потребителю автомобили проезжают через нашу территорию и также попадают в экспортную статистику.

Активнее всего растет транзитный экспорт грузовиков MAN - на 187% в первом квартале (364 машины). Неплохие показатели - у КрАЗа (рост - 167%) и DAF (91%). В то же самое время транзитный экспорт серьезно "просел" у Scania и Ford - на 82% и 53%, соответственно.

В отличие от новой техники российский экспорт подержанных грузовиков снизился на 33%. Очевидно, наш бизнес пока не спешит избавляться от старых машин в посткризисный период. Поставки упали практически по всем маркам, кроме Mercedes. Этих авто с пробегом в январе - марте 2010 года вывезли из России 79, что на 93% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Таким образом, "Мерседесы" заняли вторую строчку по объемам экспорта подержанных грузовиков. Первую же позицию держит продукция из Набережных Челнов - 141 "КамАЗ" покинул РФ за январь - март 2010 года - правда, это на 17% меньше, чем в 2009 году.