Разделы



Немецкие пекари объявили войну дешевому хлебу

Немецкие пекари объявили войну дешевому хлебу. Союз булочников намерен в судебном порядке оспорить законность нового проекта Aldi.

По его мнению, крупнейшая в Германии сеть супермаркетов вводит потребителей в заблуждение, предлагая "моментальную выпечку" хлеба. Независимые эксперты убеждены: этот иск едва ли изменит общественный тренд последних лет. Из рядовой детали немецкого городского пейзажа традиционная пекарня может превратиться в предприятие, скорее, экзотическое.

По статистике, в год немцы съедают на 24 килограмма хлеба меньше, чем россияне (75 кг против 99 кг), однако это потребление эмоционально более яркое. Если в России 70% хлеба производится на больших хлебозаводах, то в Германии таким индустриальным способом выпекается не более 35%. Трудно представить себе воскресный немецкий завтрак без хрустящих, еще пышущих жаром булочек из соседней минипекарни, где к клиентам обращаются по фамилии, а то и по имени. Эксперты, однако, не исключают, что из неотъемлемой части немецкой жизни минипекарни со своим индивидуальным ассортиментом, скоро превратятся в экзотическое предприятие - где-то между антикварной лавкой и сигаретным ларьком.

Поэтому понятно возмущение союза немецких булочников очередной инициативой Aldi - в филиалах этой торговой сети с недавних пор стали предлагать "моментальную выпечку". Если верить рекламе, то посетитель может получить свежайшую булочку, нажав на кнопку автомата. Пекарни нового поколения установлены уже в 600 филиалах Aldi (а в перспективе - около 2 тыс.). В итоге, булочка из белого хлеба стоит 15 центов, буханка с семенами подсолнечника - 1,59 евро. Это вполовину дешевле, чем в любой другой булочной, что можно назвать очень весомым аргументом для немцев, традиционно чувствительных к малейшим переменам цен. К тому же реализуется популярный в Европе принцип "one-stop-shopping", когда можно купить все в одном месте.

"Весь день мы выпекаем для вас хлеб и булочки: только что из печи - прямиком в сумку", - сулит реклама Aldi, представляя якобы уникальный метод выпечки. Булочники, подавшие коллективный иск в суд Дуйсбурга, считают ее обманом. В таких автоматах, по словам профессионалов, булки не выпекают, а всего лишь подогревают, то есть о свежести хлеба не может быть и речи.

До судебного процесса еще не дошло, а вот исход его уже предрешен - сейчас все больше говорят о радикальных переменах в хлебной промышленности. Если полвека назад в Западной Германии действовало 55 тыс. небольших частных пекарен, то сейчас их всего 14,5 тыс. По оценкам германского хлебобулочного союза, в ближайшие 5 лет их число снизится до 8 тыс. Булочники жалуются и на скорую утрату традиций. Опасаясь разорения, молодые пекари не решаются перенимать семейный бизнес, предпочитая либо бросить это занятие, либо уйти на завод: крупные производства с оборотами в десятки миллиардов евро занимают уже 60% немецкого хлебного рынка.

Независимые эксперты признают, что булочная в традиционном смысле этого слова скоро уйдет в прошлое, однако исчезновения малого бизнеса в этом секторе не ожидают: выиграют те, кто готов к экспериментам. Например, популярностью пользуются так называемые "стеклянные пекарни", где клиенты могут наблюдать за всеми деталями производственного процесса - от замешивания теста до раскладывания булочек по витринам.

К тому же эксперимент Aldi не совсем вписывается в нынешний общественный тренд - безликим супермаркетам немцы все охотней предпочитают магазины с "человеческим лицом" и продукты, приготовленные по традиционным рецептам. Царствовавший в последнее время в Германии принцип "Жадность - это круто", придуманный маркетологами Media Markt и успешно реализуемый прочими дискаунтерами, приобрел черты менее болезненные.

Еда в Германии становится все дешевле (цены на продовольственные товары за последние 12 месяцев упали в среднем еще на 2,6%), однако супермаркеты сети Edeka, вышедшие в прошлом году в заметный плюс, едва ли случайно новым слоганом своей рекламной кампании сделали эмоциональный призыв "Мы любим продукты". "Даже в кризисные времена было заметно повышение спроса на высококачественные продукты", - говорит Вольфганг Адльфарт из общества по изучению потребительского спроса (GfK). С успехом все более явным магазины торгуют товарами не столь дешевыми, сколько качественными. Широкий ассортимент, упор на экологически чистые продукты и центральное месторасположение - на этом базируется успех супермаркетов Edeka и Rewe.

К тому же на рынке продовольственной розничной торговли Aldi утрачивает позиции безусловного лидера. В прошлом году, по оценкам маркетологов GfK, обороты сети снизились на 4,4%. "Aldi проигрывает", - констатирует Вольфганг Адльфарт, и в этой реплике можно расслышать торжество: со времени своего основания в 1946 году эта фирма знала только один путь - наверх."Новая любовь к старым булочным", - так охарактеризовала тенденцию газета Der Tagesspiegel. Ренессанс классических булочных особенно заметен в германской столице, в последнее время все чаще задающей тон в гастрономической моде. "Во всем, что касается выпечки, в эти годы в Берлине проснулось "чувство качества", что идет на пользу в первую очередь малым пекарням", - сказала в интервью изданию Сьюзан Шейкери из берлинской ремесленной палаты. По ее данным, положение всех 180 минипекарен в центре столицы стабилизировалось, а некоторым удалось даже расширить производство. "Лимонад и булочки из хорошей старой булочной - так выражается новое бюргерство", - говорит и Николаус Юнкер, глава берлинского хлебобулочного союза. - Планы Aldi нас больше не пугают. Куда больше нам стоит опасаться друг друга".