Разделы



Государству невыгодно отучать людей от выпивки

С 1 июня Росалкогольрегулирование вслед за минимальной ценой на водку вводит минимальные цены на алкоголь крепче 28 градусов.

Насколько эта мера поможет решить проблему оборота контрафактной продукции, а также о качестве распространяемого алкоголя и культуре пития рассказывает исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов.

- Михаил Вячеславович, насколько необходимы принимаемые меры?
- Когда ввели минимальную цену на водку, производители безакцизной водки во многом потеряли своё преимущество. Чтобы обойти запрет, они стали производить алкоголь крепостью 38 градусов. Сейчас, с июня, эти схемы уклонения пресекаются. При этом спецнаценка на алкоголь крепче 55 градусов тоже имеет смысл - к примеру, у нас выпускают продукцию под названием "вискари", хотя к технологии производства традиционного виски это никакого отношения не имеет. Кроме того, если этой спецнаценки не оговорить сразу, то появятся напитки с названиями "Ямайский ром" или нечто подобное, что к рому, разумеется, отношения иметь не будет, но позволит обойти ограничение. Поэтому грядущее ужесточение правил игры - очередной необходимый этап в борьбе с контрафактом.

- А насколько успешна деятельность недавно созданного Росалкогольрегулирования в борьбе с контрафактом?
- С момента создания ведомства начались массовые проверки, которые кончались таким же массовым отзывом лицензий - в первую очередь на Кавказе, что существенно изменило рынок. Произвести "левую" водку осталось так же просто, но продать стало существенно сложнее, поскольку "пираты" потеряли преимущество низкой цены, и появилась цепочка: оптовики не спешат разбирать партии нелегальной водки, поскольку в магазинах им говорят: мы рискуем, у нас проверки, поэтому быстро продать не получится. Риски возросли, а доходность упала. При этом надо понимать возможности ведомства: численность территориальных органов Росалкоголя согласно постановлению правительства - 600 человек на всю страну, и 30 человек - центральный аппарат, поэтому и милиция, и Роспотребнадзор должны активно помогать этой структуре.

- Проблема ведь не только в количестве распространяемого алкоголя, но и его качестве?
- Качество, конечно, хромает. Хотя контролирующие органы и проводят регулярные проверки, но на результат это не влияет никак. К примеру, рынок завален вином, сделанным из чего угодно, но не из винограда, и в супермаркетах приличного вина уже не купишь - необходимо идти в специализированные магазины. Если речь о водке - в авторизованный при заводе магазин, поскольку наклейки, этикетки и прочие идентифицирующие признаки уже давно ничего не гарантируют. Качество подделок настолько выросло, что по результатам проверок представители заводов не всегда могут отличить поддельные бутылки от собственной продукции.
При этом среди импортируемого алкоголя подделок не так много - если не брать в расчёт страны СНГ. Рынок отечественного алкоголя в этом смысле намного хуже - к примеру, около 40% коньяков, произведённых в России, являются нелегальными, две трети рынка креплёных вин - тоже. Простой пример - портвейн по оптовой цене часто предлагают по 17 руб., в то время как только акциз, НДС и стоимость специальной федеральной марки с бутылки портвейна 0,7 литра составляет около 33 руб.

- Как привить людям культуру пития, с помощью пропаганды или каких-либо экономических ограничений?
- В период антиалкогольных кампаний ещё с советских времён существенных результатов государство не достигло. Но был и дореволюционный опыт Сергея Витте, который на посту министра финансов в 1895 году ввёл государственную винную монополию, эффект был. В первую очередь потому, что все заработанные за счёт монополии деньги тратились на строительство чайных, библиотек, финансирование комитетов народной трезвости, то есть финансировалось снижение спроса, но никто ничего не запрещал. А сейчас попробуйте заставить городские власти строить чайные, где можно будет по доступным ценам выпить чаю с баранками, - упадут акцизные сборы.

- А какие плоды приносил подход Витте?
- Наглядные, если сравнивать с сегодняшним днём. Если вспомнить 2008 год - в бюджеты регионов поступило около 100 млрд руб. акцизного налога, в федеральный бюджет - около 40 млрд руб. от 50% акцизного сбора на спирт, таможенные платежи от поставляемого алкоголя и НДС от всего алкоголя - то есть в общей сложности минимум 150 млрд руб. В 2009-м было чуть больше, а в текущем году только от акцизов поступит в консолидированный бюджет около 145 млрд руб. Но если посмотреть, сколько тратится из федерального бюджета на антиалкогольные меры по линии Минспорта, Минобрнауки и Минздравсоцразвития, то в сумме не наберётся и 2-3 млрд руб. То есть фактически никто всерьёз не создаёт в первую очередь социальных предпосылок, отвлекающих человека от алкоголя.