Разделы



Россиян в жару оставят без сиесты

Аномальная жара в Москве продержится еще месяц, обещает Гидрометцентр; главный санитарный врач Геннадий Онищенко уже предложил работодателям ввести сиесту.

"Ведомости" попытались выяснить, какие меры принимают компании в связи с экстремальными погодными условиями.

Сиесты не будет

Лишь 2% работодателей изменили рабочий график сотрудников в связи с жарой, еще 4% собираются это сделать, тогда как 48% работников были бы рады подобным переменам, выяснил исследовательский центр портала SuperJob.ru, опросив 12 июля 1000 менеджеров по персоналу московских предприятий и 2000 работающих москвичей (см. таблицу). Между тем работники имеют полное право претендовать на поблажки. Консультант центра NS Consulting Дмитрий Кофанов напоминает, что по постановлению Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. при 30 градусах тепла рабочий день должен длиться не больше пяти часов, при 31 градусе - не больше трех, при 32 градусах - не больше двух и при 32,5 градуса - не больше часа. "Но прежде, чем требовать такие условия, температура в офисе должна быть специально измерена", - напоминает Кофанов.

Именно на это условие ссылаются промышленные компании, которые не идут навстречу сотрудникам и не сокращают рабочий день. По прогнозу Гидрометцентра, в Липецке днем на этой неделе 32-35 градусов, но работникам Новолипецкого меткомбината придется трудиться в прежнем режиме. Помещения сконструированы с учетом особенности производства - повышенной температуры - и соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм даже в период аномально высоких или низких температур, утверждает Евгений Лукашевич, пресс-секретарь NLMK Group. Зато, рассказывает он, в цехах установлены дополнительные питьевые фонтанчики и сатураторы. Никаких дополнительных перерывов не будет и в X5 Retail Group, сообщил ее представитель Максим Трапезников.

На поблажку могли бы рассчитывать строители, которые вынуждены работать на открытом воздухе, где температура явно превышает пороговые значения, но компании не собираются останавливать производство. "Но лето - пик строительного сезона, - напоминает управляющий директор ИДК "Алур" Михаил Уринсон. - Нарушать и без того сжатый график строительных работ в России вряд ли кто решится, учитывая, что зимой строить дорого, да и часто просто невозможно". По его словам, минувшей зимой строители и так простаивали вдвое больше обычного в связи с устойчивыми морозами: если раньше из графика выпадало по 20 дней за зиму, то в эту зиму - все 40. Уринсон уверен: строительные компании не откликнутся на призыв Онищенко, как и прежде, будут работать в три смены. Представитель "СУ-155", а также первый заместитель гендиректора ДСК-1 Андрей Паньковский и представитель группы ПИК Дмитрий Ивлиев отказались от комментариев.

А вот в DHL Express в жару введены дополнительные перерывы для сотрудников, утверждает Павел Волков, административный директор службы экспресс-доставки. А чтобы поддержать работоспособность сотрудников и поднять им настроение, в DHL Express решено бесплатно раздавать работникам мороженое. Гендиректор сети салонов "Моне" Александр Глушков рассказывает, что в его салонах в связи с жарой с прошлой недели рабочий день решено начинать не в 10.00, а в 8.00 или 9.00. Впрочем, на взгляд Глушкова, для сиесты в европейском ее понимании в России нет условий: "У нас ведь не Испания и не Лазурный берег, московские работники не могут в обеденный перерыв сходить на пляж, окунуться в море, чтобы потом работать с новыми силами".

Долой дресс-код

В связи с установившейся в столице жаркой погодой в каждой пятой (23%) московской компании сотрудникам разрешили одеваться на работу менее формально, утверждают исследователи SuperJob.ru, опросив 23-25 июня 1500 работающих респондентов в Москве. Не повезло 14% сотрудников компаний, где дресс-код остался строгим.

"В DHL Express в России в связи с жарой введена свободная форма одежды для сотрудников", - сообщил "Ведомостям" Волков. "А в "Яндексе" дресс-кода нет вовсе, - уверяет представитель компании Очир Манджиков. - Но сотрудники, которые предпочитают жаркий климат, могут работать и проводить встречи на многочисленных балконах офиса. Там есть кресла, тенты, качели и, конечно, необходимый для работы WiFi".

Тем временем в крупных банках, консалтинговых компаниях или розничных сетях, по мнению Александра Казакова из Exclusive Personnel, работодатели вряд ли решатся даже в жару на послабление дресс-кода, опасаясь уронить имидж компании в глазах клиентов.

Сколько стоит жара

Если свободный дресс-код и небольшая коррекция графика работы никак не отражаются на затратах предпринимателей, то другие "способы борьбы" с жарой могут стоить дорого. Например, из-за постоянно работающих кондиционеров растет потребление электричества. По официальным данным, суммарная нагрузка электростанций "Мосэнерго" по состоянию на 13 июля 2010 г. превысила 6000 МВт (в середине июля прошлого года электростанции "Мосэнерго" несли нагрузку на уровне около 5200 МВт).

Дополнительная энергия обойдется потребителям в 9,12 млн руб. за день, подсчитал Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. Для каждого потребителя в отдельности это не так много, ведь концентрация в Москве очень высока.
Компании Finn Flare пришлось экстренно менять кондиционеры в 20 магазинах сети в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре, рассказывает президент сети Ксения Рясова. Переоборудование обойдется более чем в 6 млн руб. Впрочем, ее утешает, что в жару вырос спрос на легкую обувь, кепки, шорты и другую летнюю одежду.
Отдельные проблемы у компаний, работающих со скоропортящимися товарами. Татьяна Воронина, менеджер контроля качества компании общественного питания Sodexo, рассказывает, что пришлось усилить контроль приходящего от поставщиков сырья, из меню исключить эпидемиологически опасные блюда, такие как многослойные заправленные салаты, паштеты, фаршированные яйца, молочные, сметанные и сливочные соусы. А "Седьмому континенту" приходится чаще обновлять витрины с охлажденными рыбой и мясом и т. д.

Впрочем, торговые сети скорее относятся к тем, кто зарабатывает на жаре. В магазинах под управлением X5 Retail Group продажи кваса выросли на 149%, сладких прохладительных напитков - на 59%, минеральной воды - на 88%, питьевой воды - на 96%, чайных напитков - на 109%, ранее рассказывал представитель компании "Ведомостям". В "Дикси" продажи прохладительных напитков в среднем выросли на 80-120% - рост продаж лимонадов составил 45%, кваса - 2,5 раза, признавался директор по ассортименту сети Леонид Гутин.