Разделы



Кремлю пора открывать антикризисные вакансии

Ключевой пункт антикризисного плана правительства - кадровое обновление власти. Ясно, что никакие самые решительные меры по преодолению кризиса не достигнут результата без переформатирования управленческой команды под эти задачи.

Это хорошо понимает и президент Медведев, и премьер Путин. Поэтому именно сейчас стартовала программа президентской сотни кадрового резерва. Список известен; люди названы поименно.

Экспертное сообщество должно пойти навстречу президенту в этом вопросе. И наилучшим нашим вкладом было бы сформировать ответный список - список 100 президентских вакансий. То есть тех позиций в высших эшелонах власти, где требуется укрепление кадров. Или замена ключевых фигурантов на тех, кто больше соответствует изменившимся задачам, прописанным в антикризисном плане правительства. Считаю своим долгом и долгом партийных клубов "Единой России" взять на себя труд по составлению такого списка.

Мне кажется, уже понятен топ-10 этих вакансий.

Позиция N1. Министр финансов. Необходимо зафиксировать и признать провал всей предыдущей минфиновской стратегии борьбы с сырьевой зависимостью посредством отжима денег из экономики. Сейчас нам говорят, что резервы, которые копили 8 лет, растратим по оптимистичным расчетам за полтора. И это не только потому, что так копили и так тратим. Главное, о чем это свидетельствует - что финансовый контур нашей экономики сейчас даже больше чем раньше, намертво привязан к цене барреля. Хотя то, чем все это (от стабфонда до политики профицита бюджета) легендировалось - как раз уход от сырьевой зависимости, от голландской болезни. Очевидно, эта стратегия не работает. А поскольку никакой другой стратегии нынешний Минфин не предлагает и, видимо, породить не способен - значит, нужен другой министр финансов.

Позиция N2. Глава Центробанка. Историки этого кризиса еще оценят удивительный феномен нашей инфляции - на фоне дефляции у всех остальных. Хотя именно борьбой с инфляцией всегда обосновывали местные финансовые власти все на свете: от снижения бюджетных расходов до лохотрона с бивалютной корзиной. Но на ЦБ лежит другая, куда более серьезная вина: это они усушили нашу банковскую систему до позорных карликовых размеров, угробили малый банкинг и микрокредит, а с ним, опосредованно, и возможность развития малой экономики и малого бизнеса. Зато в эту освободившуюся сферу идет импортный крупняк, который вклады и счета себе собирает, а бизнес на месте не кредитует. Фактически это называется ползучая финансовая колонизация России. Сейчас нужно заново отстраивать банковский сектор под задачи инвестирования в новую посткризисную экономику, и для этого в руководстве ЦБ нужны люди с прямо противоположным подходом к вопросу.

Позиция N3. Глава Минэкономразвития. Эльвира Набиуллина несет свою долю ответственности за происходящее, хотя основную ответственность следовало бы возложить на ее непосредственного предшественника и духовного учителя Германа Грефа. Это при нем МЭРТ обладал гигантскими полномочиями и не сумел никак ими воспользоваться. За несколько лет по сути единственное, что они породили - это правительственную концепцию социально-экономического развития до 2020 года. Которая по цифрам устарела еще до того, как была принята - а принята она была, напомню, прошлой осенью. Но от них ждали не концепций. От них ждали национальной инвестиционной системы, системы стандартов предпринимательских проектов, ждали институтов, которые бы работали на строительство инновационной экономики. Весь пар ушел в свисток. А сейчас они просто превратились в средней руки аналитическую контору при правительстве, каким был ЦСР при том же Грефе. В то время как собственно экономической политикой, да и политикой развития в целом, фактически управляет тот же Минфин.

Позиция 4. Министр промышленности и торговли. Те рецепты в области промышленной политики, которые предложены - в них больше идеологического доктринерства, чем содержания. Нам говорят как заклинание: главное - не допустить увеличения присутствия государства в экономике. Надо прекратить врать себе и друг другу: государство не сегодня-завтра окажется собственником огромного количества активов. Не просто проблемных, а очень проблемных. И ему придется в пожарном режиме осваивать профессию антикризисного менеджера. Иначе сотни тысяч людей, если не миллионы, окажутся без работы, жилья, тепла, света и еды. И, хочешь - не хочешь, всем этим добром придется управлять, проекты писать, планы строить. Ничего похожего на готовность к этому сценарию событий в Минпромторге Христенко не наблюдается. Там есть 15 отраслевых стратегий, которые они не в состоянии свести в одну - и потому все сводится к хаотическим попыткам выработки хоть каких-то критериев распределения денег. Денег, которых не будет.

Позиция N5. Министр регионального развития. Правительство устами Игоря Шувалова уже фактически признало провал нацпроекта "Доступное жилье". И одновременно декларировало, что задача обеспечения людей доступным и комфортным жильем не только не снимается, но и становится еще более актуальной, чем раньше. Смысл в том, что кризис вынуждает резко, в разы увеличивать территориальную мобильность населения. Попросту говоря, нужно дать людям возможность уехать из тех мест, где они живут сегодня и где безработица, в те регионы, где будут возникать новые производства и новые рабочие места. А значит - новые города. Должна решаться задача переселения моногородов, построенных вокруг умирающих гигантов советской индустрии. Это означает отказ от ставки на ипотеку, как основного механизма жилищной политики, и развитие рынков съемного жилья и социального жилья. Для реализации такой масштабной общенациональной задачи требуется не функционер-чиновник, каким является нынешний министр Басаргин, а политик, обладающий собственным публичным и аппаратным рейтингом доверия, опирающийся на поддержку негосударственных институтов - партийных, предпринимательских, профсоюзных и т.д.

Позиция N6. Министр транспорта. Успех программы по повышению территориальной мобильности, заявленной в антикризисном плане правительства, прямо зависит от состояния транспортной инфраструктуры страны. Картина сегодняшнего дня - это транспортный коллапс в городах, деградация дорожной сети вне мегаполисов и полный упадок всего общественного транспорта, "от маршруток до самолетов". Минтранс должен был предложить программы развития наземного общественного транспорта в городах, вплотную - совместно с Минрегионом - заняться территориальным планированием страны с учетом радикально изменившейся ситуации с количеством автомобилей на душу населения. Минтранс должен был найти механизмы управления трафиком, выстроить общестрановую карту транспортных потоков. Минтранс должен был предотвратить кризис пассажирских авиакомпаний, начавшийся у нас задолго до мирового экономического кризиса. Ничего этого левитинский Минтранс не сделал. Нет никаких оснований полагать, что структура, показавшая себя так в докризисный период, способна на чудеса в ситуации кризисной мобилизации.

Позиция N7. Министр образования и науки. Задачи быстрого создания новых производств и новых рабочих мест, нацеленных уже на посткризисный экономический уклад, требуют оперативного развертывания общестрановой системы переквалификации кадров, рассчитанной на миллионы уже работавших людей. В то время как нынешний Минобр вообще "не видит" внешкольного и вневузовского образования, не знает о нем ничего и не умеет работать с ним как с рынком. Но и собственно вузовское образование в новых условиях нуждается в радикальной реформе - что признает и сам действующий министр Фурсенко. Его тезис "зря учитесь", обращенный минимум к 20% современных студентов - это расписка не в их, а в своей собственной некомпетентности и неспособности управлять системой высшего образования.

Позиция N8. Председатель Совета Федерации. Совфед по Конституции - ключевой орган по взаимодействию между центром и регионами по линии федеративной системы. Эта линия в антикризисной логике все более приобретает денежное измерение: уже сегодня, скажем, те 44 миллиарда, которые выделены федеральным центром на борьбу с безработицей, отданы на освоение субъектам. Но как система обратной связи от региональных правительств и заксобраний нынешний Совфед не функционирует. Наиболее наглядный пример - скандальная ситуация с законодательными предложениями субъектов. Право которых на законодательную инициативу, прописанное в Конституции, за весь период ее существования не было реализовано почти ни разу. Об этом подробно говорилось в первом президентском послании Дмитрия Медведева. Президент для исправления ситуации предлагает использовать партийные механизмы. Проще говоря, продвигать законодательные инициативы регионов через федеральные партии. Но это означает, что ситуация, когда практически во всех региональных парламентах большинство принадлежит одной партии, а глава основного регионального представительного органа страны возглавляет другую, более недопустима.

Позиция N9. Секретарь Общественной палаты. Необходимо констатировать провал ОПРФ как основной дискуссионной площадки и по обсуждению стратегии развития страны, и по обсуждению мер антикризисной политики. Между тем именно это, а не отраслевой лоббизм и не статусное трудоустройство заслуженных граждан по списку, было объявлено главной функцией этого института. Нынешняя экспертная дискуссия о "пактах Монклоа", новых общественных договорах и т.д. - любопытна в первую очередь тем, что ОПРФ никем из ее участников даже не рассматривается в качестве возможной площадки для таких инициатив (хотя, скажем, еще в 2004 г.это было не так). Если бы Палата состоялась в заявленной роли, все эти люди должны были быть позваны к нам, и получили возможность заявить позицию с нашей площадки - а мы могли бы ее аргументировано оценить. Ничего этого не случилось. Те же обсуждения, которые были в ОП (включая последнюю пленарную сессию с участием вице-премьера Голиковой), вообще не стали сколько-нибудь заметным общественным событием. Академик Велихов - уважаемый и авторитетный человек, но сейчас, когда общественный консенсус по поводу антикризисной политики является задачей N1, на этом месте нужна политическая, а не статусная фигура.

Позиция N10. Президент Академии наук. АН - это основная инстанция "общественного ума", на месте которой сегодня - недееспособный, но вместе и несменяемый сонм специалистов по извлечению статусной ренты. Академия Наук по своей функции должна была стать мозгом инновационного развития - но, судя по состоянию правительственной Концепции-2020, не стала им ни в какой мере. Важно помнить, что предыдущий цикл технологической гонки, связанный с микроэлектроникой, коммуникациями и цифровыми технологиями, мы прохлопали в том числе по их вине. Сейчас мы имеем все шансы точно так же пропустить следующий, если в руководстве наукой не произойдет поколенческого обновления.

От редакции: Разумеется, список вакансий должен быть открытым, чтобы самые разные политические и экспертные группы могли участвовать в его формировании. В ближайшее время на сайте liberty.ru мы планируем организовать обсуждение всего проекта президентской сотни вакансий. А также - сбор требований к возможным претендентам, которые будут выдвигать представители различных социальных сред и профессиональных сообществ.